Возрождение

Благотворительные и социальные программы фонда

Language / Язык

Вконтакте

Рейтинг

Мы рекомендуем

Конструктор сайтов LineAct - простой и удобный.

Новости

 

Анна Петкевич, руководитель-режиссер детской анимационной реабилитационной студии "ДАР-2"

Я хочу рассказать про то, как наш фонд "Возрождение" посетил Святую Землю. Мы совершили паломничество, и это был путь длиною в несколько лет. Потому что дорога начинается не от порога, а с первой мысли о ней. Свердловский региональный общественный фонд развития кино и телевидения для детей и юношества "Возрождение" уже несколько лет осуществляет, как бы сказал представитель церкви, служение, занимаясь с детьми анимационной терапией. Весной 2013 года была открыта студия при МАОУ лицей № 180 "Полифорум", её посещают здоровые дети, они успешно снимают свои фильмы, на днях состоялась встреча с родителями, на которой они увидели творения своих чад. Дети из других студий фонда "Возрождение", реабилитационных, не всегда могут показать снятые ими мультфильмы родителям. У одних их просто нет, другие – социальные сироты, третьи оторваны от дома на время прохождения курса лечения в реабилитационном центре. С другой стороны, зачастую в клинике вместе с родителями находятся те, кому сложнее других участвовать в создании анимации. Это дети с самыми тяжелыми диагнозами, такими, при которых значительно ограничена свобода движений, неразвита моторика рук, например, с ДЦП, и такими, при которых осложнена коммуникация, как бывает при нарушениях слуха, при аутизме и отставании в развитии. Я не могу говорить о онкобольных детях, потому что я не занималась с ними, их педагог в студии "ДАР-1" при Детском Онкогематологическом Центре Областной Детской Клинической Больницы № 1 - Вадим Бадьянов. Я, Анна Петкевич, долгое время работала в студии "ДАР-3" при РЦ "Талисман". Сейчас я занимаюсь с детьми в студии "ДАР-2" при НПЦ "Бонум" и в школьной студии, о которой было сказано выше.

ФОТО 1

Президент фонда "Возрождение" Татьяна Михайловна Хамитова замыслила и осуществила миссионерский подвиг, принеся дело служения на землю Израиля. Нас принимал Tiltan College of Design & Visual Communication, головной филиал которого располагается в городе Хайфа. Erez Issacharoff, President Колледжа, заключил с фондом договор о долговременном сотрудничестве, в который входят пункты о дальнейшем обучении студентов города Хайфы и о совместном проведении фестиваля. Слушателями пятидесятичасового курса анимации стали студенты-аниматоры. Курс состоял из теории, которую читала Татьяна Михайловна, и практики, которой со слушателями занималась я. На теоретических лекциях, которым был отведен первый день, 19 мая, студенты познакомились с научной базой работы детских реабилитационных анимационных студий. Они смогли оценить сложность задачи и ценность занятий анимационной терапией для детей, нуждающихся в помощи.

ФОТО 2

На следующий день, двадцатого мая, начала занятия я. Сперва мы говорили об особенностях работы с детьми в реабилитационных студиях. О том, что основой анимационной терапии является коллективная работа, о согласии, которое не всегда легко достигается в условиях лечебного учреждения среди детей с различными тяжелыми диагнозами. При демонстрации работ, созданных в студиях "ДАР-2" и "ДАР-3", происходило обсуждение творческой ситуации, в которой снимались фильмы. Надо уточнить, что в первой из этих двух студий фильмы создаются за одно занятие, это связано с небольшим сроком пребывания детей в НПЦ "Бонум", а во второй студии, напротив, фильмы снимаются в течение месяца, при полном погружении детей и преподавателя в процесс. Что делать, если ребенок не может договориться с другими, влиться в съёмочный коллектив? Если он хочет работать один, смущается или, наоборот, категоричен в своём стремлении воплотить только свою задумку, подчинить себе остальных, или даже отказаться от добровольной помощи, потому что он не доверяет никому? Как быть, если в группе произошел конфликт? Как поступить, когда рвутся на волю сюжеты, полные насилия, скрываемых страхов? На эти и многие другие вопросы мы старались найти ответы.

ФОТО 3

Но понимание любых истин приходит с опытом. Прежде чем идти в мир, к детям, необходимо освоить технику работы с материалом, из которого в прямом смысле слова рисуется и лепится новый сказочный мир. Tiltan College предлагает своим студентам многочисленные учебные курсы, есть среди них и классическая анимация, но преобладает компьютерная графика, работа с программами 3D-анимации, прежде всего, с Maya. Занятия по классической анимации проходят за компьютерами, слушатели не работают со штифтами. Они не занимаются перекладкой, не стоят с пинцетом возле многоярусных стеклянных станков… Таковы требования рынка. Авторская анимация – дорогое удовольствие, зачастую бескорыстное, она не окупается. Работа с детьми – волонтёрство. Конечно, в современном мире дети нередко лучше своих родителей владеют навыками работы с компьютерной техникой. Но не стоит забывать, что дети бывают разные. Одним повезло больше, у них есть любящие родители, которые могут себе позволить подарить ребёнку качественные фотокамеру, ноутбук, обустроить ему место для занятий анимацией или отвести его в платную детскую анимационную студию… У других семей нет таких возможностей. И нельзя забывать про коллективный характер творчества при реабилитации. Наконец, ребёнку пяти лет сложно объяснить основы видеомонтажа. Он не всегда даже сам может просчитать, сколько ему понадобится снять кадров для минутного фильма, просто потому, что он не знает еще наизусть таблицу умножения. Кроме того, дети быстро устают, их внимание легко переключается, они отвлекаются, особенно, если это дети с нарушениями нервной системы. Наконец, детям полезнее не опасное для глаз сидение за монитором, а активная совместная работа с различными материалами. При этом развивается воображение, когда надо понять, из чего, как сделать героев, которых можно двигать, фоны, дополняющие действие. Вырабатываются новые навыки, активизируется моторика рук, дети начинают рисовать, лепить, работать в новых для себя художественных техниках, многие перестают бояться делать что-либо руками. Они осознают, что могут творить наравне со здоровыми детьми, у которых работают обе руки и все пальцы.

ФОТО 4

Зачастую время занятия студии ограничено. Необходимо мобилизовать творческие возможности детей, быстро создать сюжет и так спланировать съёмочный процесс, чтобы все участники успели себя проявить. Кто-то не может выполнять тонкую работу, рисовать и лепить, но способен создавать волшебные сюжеты, его воображение поражает своей мощью. Возможно, кто-то не захочет или не сможет участвовать в изготовлении персонажей и фонов, но станет звездой озвучивания. Другой будет первоклассным вдумчивым оператором, третий – аниматором, отвечающим за оживление героев. В идеале ребёнок приобретает несколько навыков, участвуя в комплексном процессе создания анимационного фильма. Это основы фотографии, видеосъёмки, озвучивания, литературное и художественное творчество.

ФОТО 5

Студенты, желающие стать волонтёрами, должны достойно подготовиться. Сперва они должны освоить процесс создания анимации в условиях реабилитационных студий. Надо быть готовым ко всему, учесть многие моменты, например, на какой высоте располагать камеру на штативе, чтобы верно выстроить кадр, и при этом дать возможность снимать каждому ребёнку, в том числе сидящему в инвалидной коляске. Во второй половине дня двадцатого мая мы приступили к практической работе. Сперва без участия детей. Стило нам начать, как студенты поняли, что в любом коллективе, взрослом ли, детском, не так просто достичь согласия. Предварительно мы рассматривали техники по развитию воображения у детей. Но со взрослыми мы решили сосредоточиться на технике изготовления героев и фонов. В какой-то момент ощутился страх чистого листа. Наконец мы определились с темой – дети на берегу моря. Закипела работа. Фоны с монотипией, самые разные герои и предметы среды, плоские бумажные марионетки и объёмные объекты из картона, пластилиновые ракушки и песок из манки… Каждый вложил в дело частичку себя, и в итоге у нас был готов целый мир для оживления. Из этого изобилия мы выстроили предваряющий снятые на следующий день детские анимационные фильмы ролик с анимированной на четырех языках, русском, иврите, английском и арабском, надписью с именем города Хайфа.

ФОТО 6

Студенты также попробовали свои силы в создании анимации в технике пересыпки, они сняли ролик с анимированным словом "конец".

ФОТО 7

На третий день, двадцать первого мая, к нам пришли долгожданные гости. Сами собой сложились две команды. В девичьей были Meral Waheb (6 лет) и Resal Sala (9 лет), первая говорила по-арабски, вторая – на иврите.

ФОТО 8

В мальчишеской встретились два участника, общавшихся на иврите и говорящих по-русски, Никита Луговской (13 лет) и Мартин Хануков (9 лет), и Идо Натан (13 лет), не знакомый с русским языком.

ФОТО 9

Дети и студенты приступили к созданию фильмов. Мальчики еще по дороге в колледж придумали историю про Человека-паука и его счастливые трусы. Девочки не могли договориться друг с другом, одна хотела снимать историю про принцессу, а вторая была категорически против, её привлекала идея анимировать футбол. Что делать? Я предложила им совместить эти вроде бы несовместные темы. Скажем, живет девочка, которая любит футбол. И ей снится сон, кошмар, в котором она оказывается принцессой… Девочки согласились.

ФОТО 10

Нас посетила представительница детской клиники, в которой вскоре планируют открыть студии детского творчества, в которых будут проходить занятия по анимационной терапии.

ФОТО 11

Снимать анимацию с детьми очень интересно и весьма ответственно. Надо успевать контролировать всё, особенно – соответствие реально отснятого материала тому идеальному представлению о нём, которое было выражено детьми… Маленьким авторам сложно выдержать соотношение количества кадров и экранного времени. Надо не допустить "телепортации" героев в пространстве кадра и "землетрясения" фона.

Монтажом анимационных фильмов в детских студиях традиционно занимаются взрослые. Так было и в этот раз, весь следующий день, 22 мая, мы собирали мультфильмы.

ФОТО 12

23 мая мы показывали их приглашенным гостям, представителям администрации города Хайфа, сотрудникам телевидения и радио.

ФОТО 13

Успешно прошедшие курс студенты получили сертификаты.

ФОТО 14

А Мартин – особый подарок.

ФОТО 15

МАЙ 2013 год



Количество просмотров: Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!


Вернуться в раздел Новости

Цель фонда

Наши программы направлены на воспитание толерантности, патриотизма, межнациональной культуры и духовно-нравственного воспитания детей и подростков через обмен опытом со старшим поколением.
Мы проводим фестивали, конкурсы, мастер-классы, круглые столы. Открываем реабилитационные студии для "особых" детей и подростков.

 

Возродись, чтобы творить и дарить добро.

 

 

Контакты

Цитаты дня

"Чтобы поверить в добро, надо начать делать его". Л.Н. Толстой
==========================
Кто доброе сеет - добро его плод,
Кто злое посеет - злодейство пожнет...
(с)Саади

Местное время

Гимн фестиваля "ДАР"

Нажмите, чтобы услышать!
исполняет известный российский тенор Владимир Спивак

Улыбнись