18 февраля 2018
Начало года для авторов проекта «Техническая эстетика» из Фонда «Возрождение» выдалось под знаком исследования. Авторы продолжают исследовать тему развития советского дизайна в Санкт-Петербурге. После проведения круглого стола с петербургским дизайн-сообществом, стало понятно, что в фильме стоит затрагивать не только богатый советский опыт ленинградских дизайнеров. Стоит поднять более глубокий вопрос – есть ли узнаваемая преемственность в русском дизайне? Есть ли в нашем богатом промышленном опыте те особенности, которые выделяют русский дизайн в мировом контексте индустриальных и технологических изменений? Авторы пошли на встречу дизайн-сообществу Петербурга и пересмотрели концептуальную основу фильма, ведь с его помощью удастся решить более значимые проблемы современного и будущего развития дизайна.
Авторы проекта посетили два ведущих ВУЗа Санкт-Петербурга, где проходят подготовку будущие дизайнеры, а также где учились опытные герои фильма – Художественно-промышленная Академия им. Штиглица и Политех им. Петра Великого. Удалось познакомиться с людьми, которые используют новейшие технологии для создания качественных объектов дизайна. Среди них Майя Прохорова, которая стала обладателем четырех самых престижных мировых наград по промышленному дизайну в 2017 году.
Сейчас проект находится на стадии составления концептуальной основы фильма. Авторы готовят вопросы будущим героям и составляют режиссерский сценарий картины. Знакомства с дизайн-сообществом города влияют на восприятие города и дизайна в России. Были выявлены три особенности дизайна в Санкт-Петербурге, которые будут отражены в фильме:
Огромный технический бэкграунд. Петербург обладает огромной историей и опытом введения самых передовых мировых производственных практик. Начиная с петровских судовых верфей, заканчивая самыми передовыми мировыми IT-специалистами. В советское время в Ленинграде создавались интерьеры первых космических кораблей, оснащение скафандров для космонавтов, создавались глубоководные батискафы и представительские яхты (яхта для Эйзенхауэра). Отталкиваясь от этого опыта, новое поколение может выходить на мировой уровень и транслировать русскую культуру.
Разобщение и отстраненность дизайнерских школ. Школы, институции и дизайнерские фестивали могут сформировать мощнейшее дизайн-сообщество и работать, дополняя друг друга своими сильными сторонами. Возможность выстроить диалог между дизайн-сообществом и городскими сообществами, бизнесом и администрацией позволит влиять на город с помощью авторитетного мнения специалистов и их проектов, что скажется на улучшении качества жизни.
Ленинградский/петербургский стиль в дизайне. Статус культурной столицы и самобытный дизайн-код Петербурга значительно сказывается на восприятии города у его жителей и гостей. Это создает особую “питательную среду” для дизайнеров, которые работают и живут в Петербурге.
Недавно наш проект вдохновил организаторов самого крупного дизайн-конкурса России «Russian design cup» на создание одного из конкурсных заданий. Организаторами конкурса выступили ведущие дизайнеры Mail.ru group. Участникам нужно было создать таймлайн развития отечественного дизайна за последнее столетие. Отрадно видеть, что участникам было рекомендовано посмотреть первую серию фильма «Техническая эстетика» и на ее основе создать инфографику. Авторы проекта «Техническая эстетика» связались с организаторами конкурса и договорились обсудить возможное сотрудничество.
Также авторы фильма получили приглашения в несколько дизайн-студий Петербурга и в мастерские художников, чтобы подробнее рассказать о замысле проекта и найти точки соприкосновения для совместной работы. Поэтому ведется работа над составлением подробного партнерского предложения, в котором предусмотрены разные позиции для интеграции дизайн-сообщества в проект.